logo

115114, г. Москва, Дербеневская набережная, д. 7, стр. 2, офис 215

400005, г. Волгоград, пр-кт им. В.И. Ленина д.92, офис 21-27

nfo@green-armor.ru
8 (8442) 590-090 8 (962) 760-06-24
8 800 777 04 34

Звонок бесплатный

info@green-armor.ru

Оценка воздействия на окружающую среду

 

Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) проводится с целью анализа масштаба отрицательного влияния на нее хозяйственной деятельности человека. Выполнение ОВОС регламентировано Федеральным законом № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Проведение анализа позволяет подробно изучить негативные факторы и подобрать оптимальные решения для минимизации их влияния. Оценивание состоит в проведении различных исследований, составлении и реализации на практике мер, позволяющих устранить отрицательное воздействие. Отчет составляется на основе обоснования и инвестиционного положения объекта для изучения.

Среди ключевых задач проводимого исследования – комплексное изучение отрицательных параметров объекта, установление и группировка главных последствий. В результате устанавливаются и изучаются все воздействия (прямые и косвенные).

Группа компаний «Зеленый Щит» оказывает услуги по разработке проекта ОВОС для государственной экоэкспертизы либо ООС. Опытные специалисты принимают в работу проекты различной сложности. Каждая причина отказа (включая отраслевые) тщательно прорабатывается сотрудниками. Наша компания обладает немалым опытом в убеждении общественности, что позволяет гарантировать успешное прохождение общественных слушаний.

Мы оказываем поддержку в сборе всех необходимых документов, проводит экологические изыскания, разрабатывает проект ОВОС, включая организацию общественных слушаний для согласования. Каждая разработка получает сопровождение – по проекту назначается персональный менеджер.

Кому требуется разработка ОВОС?

Оценка выполняется в случае:

  • Подготовки документов об открытии компаний, ухудшающих в процессе своей деятельности экологию. Перечень фирм отражен нормативными документами – это предприятия по нефте-, газодобыче, металлургические заводы, химические, фармацевтические компании, электростанции, сельхозкомплексы, полигоны для утилизации отходов.
  • Строительства различных объектов в зонах, находящихся под особой охраной – заповедники, уникальные природные комплексы, нерестовые угодья. В данную группу входят наиболее экочувствительные зоны.
  • Если работа производства будет проходить в сфере, обладающей особым правовым статусом либо природной чувствительностью (памятники природы, зоны с чрезвычайной экообстановкой, места обитания и произрастания видов, занесенных в Красную Книгу РФ).
  • Обустройства и техперевооружения предприятий, расположенных на искусственных островах, в шельфовой, морской либо исключительных зонах.
  • Тип производства относится к Перечню, что определяет необходимость проведения полной оценки (в список входит производство стройматериалов: стекло, керамика, цемент, крупные установки для доменного производства. В остальных случаях степень полноты ОВОС разбирается представителями исполнительных органов.
  • Обострения экологической ситуации, опирающееся на мнение местного населения.

Принципы проведения ОВОС

В ходе выполнения оценки заказчик хозяйственной либо иной деятельности руководствуется следующими принципами:

  • Любой вид деятельности принимается потенциально экологически опасным.
  • Для деятельности, имеющей воздействие на экологию, проведение ОВОС признается обязательным.
  • Определяются и оцениваются альтернативные варианты достижения результатов деятельности, в т.ч. «нулевой вариант» (отказ заниматься запланированной работой).
  • Необходимость обеспечить участие общественности в подготовке, обсуждении материалов, касающихся оценки воздействия на природу.
  • Базирование материалов ОВОС на научно обоснованных и достоверных сведениях.
  • Они должны отражать результаты комплексных исследований.
  • Полученный результат ОВОС должен быть открытым и доступным.
  • При обнаружении факторов негативного воздействия на природу, социальных, экономических и прочих последствий реализация данного вида деятельности не допускается.

 

Этапы проведения

Процедура оценки состоит из четырех этапов:

  1. Уведомление, предварительная оценка, составление ТЗ на выполнение ОВОС. Заказчик в ходе данного этапа должен подготавливает, а также предоставляет контролирующим органам материалы, в которых содержится общее описание деятельности, которой он планирует заниматься, указаны цели ее реализации, отмечены возможные альтернативы, описаны условия ее осуществления, отражены прочие данные по действующим нормативам.
    После этого необходимо проинформировать общественность, раскрыв планы по предполагаемой деятельности, используя СМИ и провести предварительную оценку воздействия на природу.
    Данный этап также включает проведение предварительных консультаций для установления участников процесса ОВОС, в т.ч. среди заинтересованной общественности.
  2. Проведение исследований и анализа по ОВОС, составление предварительного отчета, раскрывающего оценку влияния на окружающую среду.
  3. Организация процесса по ознакомлению общественности с предварительными материалами оценки, представление замечаний.
  4. Подготовка финального варианта ОВОС.

Что включает ОВОС

Общие требования к содержанию деятельности изложены Положением об оценке воздействия планируемой хоздеятельности на окружающую среду в РФ. Нормативы устанавливают основные элементы ОВОС, которые включают в себя:

  • Выявление общественно значимых качеств планируемой деятельности.
  • Определение, анализ альтернативных путей реализации планируемой деятельности, включая отказ от нее.
  • Оценка состояния территории, подвергающейся потенциальному воздействию (природа, присутствие, характер антропогенной нагрузки и т.д.).
  • Определение потенциального влияния на природу, принимая в расчет альтернативные варианты.
  • Выявление мероприятий, способных смягчить, снизить либо предотвратить отрицательные последствия, степень эффективности, возможности реализации.
  • Анализ значимости остаточных воздействия на окружающую среду и их последствий.
  • Составление предложений касательно программы экомониторинга, контроля по каждому этапу осуществления планируемой деятельности.
  • Подготовка рекомендаций послепроектного исследования осуществления планируемой деятельности.

Объекты, подлежащие проведению оценки влияния на окружающую среду, делятся на несколько типов согласно характеру, а также степени потенциального негативного влияния на природу. Вышеперечисленные факторы накладывают необходимость проведения максимально детальной, полной оценки. По законодательству степень полноты процесса устанавливается согласно особенностям планируемой деятельности. Она в полной мере обязана отражать все вероятные экологические и относящиеся к ним социально-экономические, прочие последствия.

Насколько полно, детально будет проведена ОВОС – устанавливает заказчик. Но в случае проведения государственной экоэкспертизы комиссия вправе потребовать провести ОВОС более глубоко.

ОВОС, государственная экоэкспертиза

Проводить анализ влияния на окружающую среду следует при подготовке документов для прохождения экологической госэкспертизы. Включаемые ею объекты разделены по уровням – федеральные (ФО), региональные (РО). Входящие в группу ФО должны проходить экспертизу в Москве. Представители РО проходят ее в территориальных органах РПН.

К первой категории относятся:

  • Объекты, находящиеся на особо охраняемых территориях, природных зонах.
  • Предприятия атомной энергетики.
  • Введение технологий, проектов, имеющих существенное влияние на природу. Группа также включает вещества, поступающие в окружающую среду как результат человеческой деятельности.
  • Строительные объекты, местом размещения которых являются континентальный шельф, внутренние воды, особые экономические зоны РФ.
  • Компании, работающие в области размещения/обезвреживания отходов, рекультивации земель.

В категорию РО входят объекты, приобретающие статус особо охраняемых региональных природных зон либо расположенные в региональных особо охраняемых природных территориях.

Разработка материалов ОВОС осуществляется для объектов строительства и восстановления, подпадающих под действие ФЗ «Об экологической экспертизе».

 

 

Сиэтл