Категоризация объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду

На протяжении года очень активно обсуждаются вопросы, связанные с отнесением предприятий к определенной категории их воздействия на окружающую среду, в связи с  изданием Приказа Минприроды России от 23.12.2015 № 554 «Об утверждении формы заявки о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет, содержащей сведения для внесения в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в том числе в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.02.2016 № 40963).

Изменения, касающиеся категоризации хозяйствующих субъектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, были еще внесены в Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в июле 2014 года. Но на основании п.3 ст.11 Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», юридические лица и ИП обязаны до 1 января 2017 года поставить свои объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду,  на государственный учет [4].

В соответствии с Федеральным законом № 7-ФЗ были выделены четыре категории объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду:

  • Объекты I категории – объекты, оказывающие значительное негативное воздействие на окружающую среду (НВОС);
  • Объекты II категории – объекты, оказывающие умеренное НВОС;
  • Объекты III категории – объекты, оказывающие незначительное НВОС;
  • Объекты IV категории – объекты, оказывающие минимальное НВОС [3].

Данные виды критериев установлены на основании Постановления Правительства РФ от 28.09.2015  № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий». При отнесении объектов к той или иной категории учитываются такие показатели, как: мощность производства, уровень токсичности производства, уровень воздействия на компоненты окружающей среды и т.д. [2].

Смотрите также:  Новый порядок подачи заявок о постановке объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, на государственный учет

Данное разделение предприятий по значимости НВОС необходимо в целях применения к ним в дальнейшем пропорциональных мер государственного регулирования, а так же установления порядка взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

На данном этапе отсутствие регламента, конкретизирующего критерии отнесения объектов к той или иной категории и порядок постановки их на государственный учет, вызывает множество проблем.

Во-первых, не определен конкретный список предприятий, которые относятся к той или иной категории. Это затрудняет процесс постановки объектов на государственный учет.

Во-вторых, классификация объектов приведена только по хозяйственной деятельности, а уровень токсичности и негативного воздействия не учтен. Это вызывает множество вопросов у природопользователей. Ведь плату за негативное воздействие они будут осуществлять в зависимости от всех учтенных показателей, а не только от вида хозяйственной деятельности.

В-третьих, нет информации, позволяющей понять, в какой орган экологического надзора — федеральный или региональный — необходимо подавать заявку о постановке на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду.

Зато точно утверждены штрафные санкции за непостановку или несвоевременную постановку объектов на учет: от 5 до 20 тыс. рублей — для должностных лиц, от 30 до 100 тыс. рублей — для юридических лиц и ИП (Статья 8.46 Глава 8 КоАП РФ) [1].

Чтобы решить все эти проблемы и избежать наложения штрафных санкций, остается только ждать скорого принятия регламента и утверждения нормативных актов.




Алексей  •  22.09.2016 в 12:42
Спасибо, хорошая статья.