Проведение инвентаризации отходов
Согласно законодательству РФ все предприятия обязаны соблюдать экологические требования, в числе которых присутствует необходимость проведения инвентаризации отходов производства и потребления. По результатам инвентаризации составляется акт инвентаризации. Рассмотрим, для чего необходимо проводить это мероприятие, как часто и какие следуют санкции за отсутствие необходимой документации.
Обязательность проведения инвентаризации отходов
Обязательность инвентаризации объектов размещения отходов указана в ст. 67 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». Источником отходов являются не только производственные предприятия, имеющие источник загрязнения окружающей среды, например, большой завод или предприятия, ведущие деятельность, связанную с применением материалов, представляющих опасность. Малые предприятия и даже ИП ведут деятельность, в результате которой появляются отходы производства.
Например, индивидуальный предприниматель, осуществляющий деятельность по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств, был оштрафован по ст. 8.2 КоАП на 30 000 руб. за то, что не вел учет отходов, использованных автомобильных покрышек. В решении суда указано, что отсутствовали паспорта опасных отходов, не проводилась инвентаризация отходов, не было учета размещенных отходов, а также образовавшихся, использованных и переданных другим лицам.
Для чего проводится инвентаризация отходов?
Целей проведения данной проверки достаточно много:
Устранение вреда для окружающей среды. В связи с этим в ходе инвентаризации выясняется, насколько сильно предприятие превысило допустимые нормы в ходе сбора, накопления, хранения, утилизирования или захоронения отходов.
Стоит отметить, что нарушение законов, регулирующих защиту экологии, влечет за собой не только административную и/или дисциплинарную ответственность, но еще и уголовную (глава 26 УК РФ) и имущественную (ст.15 ГК РФ, и иные). А инвентаризация отходов, проводимая на предприятии в установленные сроки, позволяет избежать этих рисков;
Инвентаризация позволяет предприятию выявить отходы, которые можно пустить в утилизацию. На основании ст.1 закона «Об отходах» (№ 89-ФЗ, от 24.06.98г.) под утилизацией понимается не уничтожение, а применение отходов:
повторное их использование в производстве (рециклинг), в том числе и в качестве основного или вспомогательного сырья;
использование в производстве в качестве сырья, но только после проведения необходимой его подготовки (регенерация);
извлечение из отходов полезных составляющих, которые можно еще раз направить в производство (рекуперация).
Фактически, инвентаризация отходов на предприятии открывает возможность для сокращения расходов на покупку сырья, или для получения доходов от продажи полезных компонентов, извлеченных из отходов, и т.д.;
Инвентаризация отходов производства и потребления позволяет организовать правильный, в том числе и бухгалтерский учет веществ, материалов и предметов, которые по ряду причин переходят или должны перейти в разряд «отходов»;Инвентаризация позволяет установить правильность классификации отходов. Отходы с 1 по 4 класс опасности представляют собой угрозу окружающей среде, а потому требуют соблюдения особых условий обращения. Кроме того, в рамках проведения инвентаризации опасных отходов проводится еще и инвентаризация объектов размещения отходов. т.е. специально оборудованных сооружений, которые используются для размещения отходов, их хранения либо захоронения. Обращаем внимание, что проверка данных сооружений осуществляется отдельно от проверки самих отходов.
Этапы проведения инвентаризации
Законодательство не регламентирует четкий порядок проведения инвентаризации. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 49 утверждены Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее — Правила), в пункте 4 которых указано, что проведение инвентаризации объектов должно быть не реже одного раза в пять лет. После сбора и обработки информации об объекте составляется характеристика каждого объекта размещения отходов согласно приложению к Правилам. В отношении порядка и регламента инвентаризации правил не установлено, поэтому предприятие может устанавливать свои требования. Инвентаризация может проводиться как силами самого предприятия, так и с привлечением сторонней специализированной организации.
Инвентаризация отходов проводится в несколько этапов:
издание приказа о проведении инвентаризации источников образования отходов, в котором утверждаются сроки, объекты, подразделения и цели инвентаризации, а также состав комиссии для ее проведения;
на основании приказа формируется список структурных подразделений предприятия, в которых будет осуществляться проверка, график ее проведения и перечни веществ и материалов, какие в данных подразделениях можно признать отходами;
проведение инвентаризации, в процессе которой осуществляется выявление и идентификация отходов, как по классам опасности, так и по прочим критериям. Причем, отнесение отходов к классам опасности осуществляется с учетом правил, какие закреплены в приказе Минприроды РФ от 05.12.2014г. № 541, а также на основе ФККО РФ (Федерального классификационного каталога отходов);
все выявленные в ходе проверки отходы заносятся в соответствующий акт инвентаризации отходов производства и потребления, образец которого должен быть утвержден Учетной политикой предприятия (предпринимателя). Данный документ предприятие может разработать самостоятельно, руководствуясь положениями статьи 9 закона № 402-ФЗ «О бухучете»;
обобщение полученных в результате инвентаризации данных и оформление акта инвентаризации отходов.
Необходимые документы
На предприятии, являющемся источником отходов производства, может быть издана инструкция о порядке проведении инвентаризации и разработаны документы, которые должны составляться в процессе инвентаризации. Могут быть разработаны и утверждены документы инвентаризационные ведомости источников образования отходов, ведомости объектов хранения и накопления отходов, сведения о предприятиях, принимающих отходы и другие, необходимые для учёта образующихся в процессе деятельности отходов документы в зависимости от вида деятельности предприятия.
Для проведения инвентаризации необходимо подготовить приказ, в котором должны быть указаны:
состав инвентаризационной комиссии,
сроки инвентаризации,
сроки оформления акта инвентаризации.
После проведения инвентаризации составляются следующие документы:
опись ТМЦ инвентаризационная по форме №ИНВ-3;
ведомость для сличения результатов инвентаризации по форме №ИНВ-19;
приказ на проведение инвентаризации формы №ИНВ-22.
Однако акт инвентаризации отходов производства служит только целям бухучета. Поэтому помимо акта часто составляется еще и инвентаризационная ведомость. В этом документе указываются следующие сведения:
источник образования (получения, поступления) отходов;
общепринятая кодировка отходов;
их название и класс опасности;
химико-физические характеристики отходов;
место временного хранения, способы утилизации или удаления, и иное.
Данные инвентаризационной ведомости могут быть использованы при получении лимитов по размещению отходов, для составления отчетности по отходам, и т.д.
В процессе инвентаризации используются проектная документация на строительство объектов размещения отходов, данные обследований объектов размещения отходов и другая документация.
После проведения инвентаризации, исходя из составленных в процессе инвентаризации документов, составляется акт инвентаризации, который подписывают члены комиссии.
Сроки проведения
Что касается сроков проверки, то вопрос, когда проводить инвентаризацию отходов производства, каждое предприятие решает самостоятельно. Но при этом ему нужно руководствоваться крайними сроками, установленными действующими законами:
Законом РФ №89-ФЗ «Об отходах потребления и производства»;
Приказом Минфина РФ №49 «Методические указания по инвентаризации имущества и обязательств».
Использование материалов инвентаризации
Согласно п. 4 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» предприниматели и организации, в результате деятельности которых образуются отходы на объектах, подлежащих экологическому надзору, должны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Руководствоваться необходимо методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержденными Приказом Минприроды РФ от 05.08.2014 № 349. Результаты инвентаризации, так же как технологические карты, регламенты и другие материалы, являются основанием для ПНООЛР.
Кроме того, результаты инвентаризации используются для подготовки статистической отчётности по форме 2-ТП (отходы), утвержденной Приказом Росстата от 28.01.2011 N 17, а также заполняется экологический паспорт предприятия.